Основы дизайна – как стать хорошим дизайнером

Приблизительное время чтения: 10 минут

Всем привет, дорогие друзья, я Вадик! Сегодня мы поговорим о том, чем отличаются дорогие дизайнеры от дешевых. Эта статья будет полезна и для фрилансеров, и для тех, кто работает в агентствах. И прочитав до конца, вы сможете стать более высокооплачиваемым дизайнером, я уверен! Поехали!

Первый признак опытного дизайнера

Начнём с самого простого, что чисто визуально отделяет дешевого дизайнера от дорогого. Опытный дизайнер чувствует воздух, и как бы просто это не казалось — первое, по чему можно отличить новичка — это желание разместить все блоки и весь текст очень сжато.

Дорогой дизайнер всегда немного увеличит межстрочное пространство в тексте, добавит расстояние между абзацами, а в списке с перечислением ещё больше увеличит отступы между пунктами. Совсем уж перфекционист увеличит межбуквенное, но совсем-совсем немного.

Рвать этим текст — тоже ошибка. В заголовках, набранных заглавными, — всего лишь на один  пиксель надо увеличивать межбуквенное, а в строчных на четверть пикселя. Всё это можно  подробно изучить в типографике Google Materials. 

Использование текста – “рыбы”

Опытный дизайнер не использует «рыбу». Вы же знаете этот термин?

Что такое текст рыба

Рыба — это образец текста, который используют вместо настоящего. Чаще всего это Lorem Ipsum.

Что такое текст рыба

Этот текст используется с 16 века. Но это неправильно. Можно сто раз говорить, что — весь текст, ещё до начала работы, должен быть предоставлен клиентом или написан копирайтером вашей студии. Но у меня не было такого, чтобы текст предоставили заранее. Вы же знаете, всё обычно делают в последнюю секунды. 

И у вас может возникнуть соблазн использовать “рыбу” —  Lorem Ipsum. Особенно часто он встречается в портфолио дизайнеров. Они нашли крутые картинки, взяли хорошие стили, подкрасили немного — а на текст времени не хватило.

Где найти текст вместо “рыбы”

Как минимум, вам нужно продумать: заголовки, призывы к действию и так называемые хлесткачи — это когда короткий текст с заголовком в несколько колонок. Если вы на этапе тендера и думать некогда, возьмите текст с похожих сайтов.

Главное, чтобы не получилось — «Продающий дизайн по вкусным ценам. Красиво и креативно создаём для вас дизайн». Это bullshit. Текст должен быть такой, чтобы читатель сам ощутил от вашего текста и «вкус цен», и красоту и креативность. 

Макет сайта с рыбой или плохим текстом, в независимости от оформления, создаёт щущение плохой, дешевой, недоделанной работы. К тому же большинство современных сайтов и приложений крайне минималистично — на первом экране может быть просто фото, текст и кнопка — поэтому я рекомендую вам разобраться, как писать хороший текст. 

Стоит ли проходить специальные курсы

Один из вариантов попасть на стажировку, это удачно пройти курсы. И когда меня спрашивают, зачем там учиться, ведь дизайн можно освоить самому, я согласен. Но курсы в известной школе — это один из способов познакомиться с будущими работодателями. Лучших студентов разбирают сразу, прямо на дипломе.

А лучший способ выбрать подходящие курсы, сравнить их на агрегаторе, где указаны честные финальные цены, а не какие-то непонятные рассрочки. Следующий момент — дорогой дизайнер  доверяет клиентам, а не усложняет их жизнь. Ну, например, водяными знаками или запретом копирования.

Я понимаю — это спорное утверждение. Недавно был случай у Максима Каца, он срочно заказал инфографику для своего видео у дизайнера. Было дешево, но клиенты никогда не спорят с исполнителем и не увеличивают цену. Это понятно.

Как не потерять клиентов

Каждый фрилансер сам решает, сколько стоит его работа. Так вот — дизайнер оказался начинающим и прислал свою работу с вотермарками — то есть с крупным текстом поверх всей работы. В итоге — выход видео, который ждали сотни тысяч зрителей — задержался.  

А дизайнер ещё и обиделся, что его покритиковали за эти водяные знаки. И выложил личную переписку с клиентом в открытый доступ. Весь этот конфликт случился из-за трёх тысяч рублей. Как вы думаете, будет ли Максим, который ежемесячно заказывает дизайн на сотни тысяч рублей, и дальше сотрудничать с этим фрилансером? Вопрос риторический. 

Всем ли клиентам можно доверять

При этом сообщество моушен дизайнеров встало на защиту водяных знаков, объясняя — что это совершенно нормальная практика. Но на самом деле на продолжительных отрезках времени выгоднее доверять, чем терять клиентов.

Клиент, который вас хочет обмануть — всё равно обманет, даже с договором. Поэтому лучше сфокусироваться не на том, как запретить копирование, а на выборе клиентов. Тем более в Фигме запрет копирования — это уже платная функция.

Понятно, что если вы нашли заказ в анонимном телеграмм канале, то шанс остаться без денег очень высок. Поэтому прежде чем начать работать, хорошо бы побольше узнать о клиенте, поискать его в соцсетях. Посмотреть, может быть у вас есть общие знакомые в Фейсбуке, на Linkedin. 

Если есть сомнение, что клиент вас может кинуть  — лучше вообще отказаться от работы с ним. За последние несколько лет у меня было всего несколько спорных случаев. И то — где-то тендер, где-то тестовое, где-то задание кардинально изменилось и я по срокам не успел. Но не было такого, чтобы меня прям кидали.

Хороший дизайнер умеет отдыхать

Дизайнер, который много зарабатывает — обязательно отдыхает. Даже если не хочет. Это  называют модным словосочетанием work-life balance. Работать допоздна или взять задачу на выходные — это очень частая ситуация у начинающих дизайнеров.  

Мне раньше казалось, что вечером у меня прилив сил и даже какое-то вдохновение. А на выходных я могу сделать задачу, освободив себе время на понедельник — ну если я работаю на фрилансе. Так это не работает. Дорогие дизайнеры, которые сидят в офисе, обязательно заканчивают работу вовремя и… кто-куда.

Мои самые успешные коллеги играли в музыкальных группах, занимались спортом, ходили в музеи, в театры или параллельно учились. Я не понимал, как у них хватает на это время, ведь после работы чувствуешь себя как выжатый лимон.

Оказалось, что наоборот — смена деятельности давала им сил для работы. На фрилансе чуть посложнее, как это не странно. У вас нет начальника, но есть заказчики и каждому из них надо побыстрее. И если вы не научились планировать работу и называть реальные дедлайны — всегда будет желание сделать побыстрее, «отбиться» от комментов.

Но за одними комментариями сразу будут другие. Поэтому надо научиться планировать — и работу, и отдых. Иначе всё это ведёт к выгоранию.

Планирование — залог эффективной работы

Давайте подробнее остановимся на планировании.

Для фрилансеров это вообще основа, без планирования вы не сможете эффективно выполнять большое количество параллельных проектов и при этом ещё искать новые заказы. Но и при работе в студии — планирование тоже очень важно. Когда я устроился на свою первую работу, я  почему-то думал, что это менеджер должен все планировать и выдавать мне задачи порционно.

Но на практике получается, что менеджер занят переговорами, сбором комментов и просчётом  цен, он чаще всего даже не в курсе, какие у вас есть проекты и когда по ним дедлайн. Именно вы должны вести календарь или, ещё лучше, диаграмму Ганта — что в любой момент объяснить менеджеру свою загруженность. 

Для меня идеально подошёл Notion. Хороший дорогой дизайнер всегда думает о конечном результате, а не о том, как побыстрее сделать задачку. Менеджеры агентств и менеджеры со стороны клиентов перегружены, у них огромное количество встреч и согласований. При этом редко когда бывает отдельный выделенный менеджер на дизайн, я такого не встречал.

Как решать “глупые” задачи

Вы можете получить на первый взгляд глупую задачу. Скажем так, прошедшую через испорченный телефон.— Нам нужно нарисовать 7 красных линий и строго перпендикулярных. И некоторые зелёным цветом, а некоторые — прозрачным. Вы можете это сделать? — Нет.

Давайте не будем торопиться с ответом, Андерсен. Задача поставлена и её надо решить. В конце концов — вы же эксперт! Если меня просят нарисовать картинку, баннер, например — я всегда уточняю, где он будет показываться? На сайте баннер часто перекрывают текст или кнопки. 

Если меня просят сделать анимацию, я тоже спрашиваю, а какие требования, где это будет использоваться? Например, в торговых центрах есть экраны размером в несколько метров и клиент хочет туда побольше всего запихнуть, но разрешение у них очень низкое. Каждый пиксель размером с палец. Это просто лампочки. 

Уместится максимум пара строчек текста. Или что верстка на сайте полетела из-за моего дизайна — потому что, я цитирую, «разрешение сторон 4:3, а надо 16:9». Как бы всё это глупо не звучало, надо самому все перепроверять и разговаривать с клиентом, объяснять, в чём проблемы. 

В чем особенность работы студий

Я думаю, что это основное моё умение, которое привело меня к хорошему доходу. Дальше — дорогой дизайнер работает без ТЗ, я понимаю, что это очень спорное утверждение, но позвольте объяснить. ТЗ — это техническое задание, и на всех курсах нас учат, что именно с него должна начинаться работа.

Именно на его основе дизайнер оценивает свою работу в часах, и в деньгах. Но есть небольшая проблема. Во-первых, написание ТЗ — это тоже работа и её тоже кто-то должен делать. У студий она стоит где-то 10% от стоимости сайта.То есть от 100 тысяч рублей.

Во-вторых, чтобы студию выбрали, она должна победить в тендере, то есть нарисовать главную и внутреннюю страницу. То есть даже студии начинают работать ещё до того, как они получили ТЗ. Что уж говорить о фрилансерах.

К тому-же ТЗ особо не раскрывает пожеланий клиента по поводу дизайна. Обычно это очень сухой документ, в котором описано количество страниц, количество адаптивов, технические требования к серверам и прочее. 

Бриф — помощь или помеха в работе

Студии имеют другой документ, на основании которого начинается работа — это Бриф. В нём описаны пожелания заказчика, примеры сайтов, которые нравятся, пожелания по цвету. Но, используя бриф, можно допустить одну очень большую ошибку. В интернете можно найти огромное количество шаблонов этих брифов. Обычно они расположены на сайте студии в разделе заказа. 

Но я вам открою один секрет, большинство заказов студии получают через закрытые оплачиваемые тендеры. Заказ через форму на сайте для них не приоритет, это скорее барьер, чтобы отсеять совсем мелких клиентов или запрос цен от конкурентов. Но как же они работают со своими любимыми клиентами?

Чаще всего бриф заполняет менеджер студии, общаясь с заказчиком. К тому же, со стороны крупного заказчика тоже менеджер, и это его работа, отвечать на вопросы и выбирать подрядчика. Поэтому, когда начинающий дизайнер на фрилансе присылает пример своего брифа, а это фактически лист с вопросами, он не решает проблемы клиента, а создаёт новые. 

Можно много шутить на эту тему, говорить, что клиент глупый и ленивый, и вообще не достоин работать с вами, если не может заполнить простой бриф. Всегда найдётся дизайнер, который на  основе этого брифа сам опросит клиента, обговорит детали, сам его заполнит — и заработает на это больше.

Настолько, что вы даже удивитесь — «А что так можно было?». Да, клиенты готовы платить больше, за решение их проблем и за отсутствие головной боли. Короче говоря — за сервис. Ну и в конце, мы переходим к самому важному. 

Готов ли заказчик платить больше

Как мы уже разобрались, дизайнер — это не просто какой-то помощник менеджера или прокладка между клиентом и Фотошоп, а специалист, который оказывает услуги, то есть предоставляет сервис и заботиться о его качестве. 

Дорогой дизайнер, если нужно, может вытащить картинки из ворда и поверпоинта, превратить растровый логотип в векторный, может растянуть картинку раза в три без потери качества, ну или даже принимать комментарии голосом, а не текстом. Все эти страшные вещи дизайнер делает за отдельные деньги.

Говорят, что клиент всегда прав — это спорное утверждение. Но если клиент готов платить, почему нет? Многие скажут — неее, мне клиент не заплатит больше, мы и так с ним еле о цене договорились.

А вы пробовали сказать, что из-за работы на выходных или всяких неудобств с исходниками  — ваша работа будет стоить дороже? В этой ситуации — вам либо сразу пришлют нормальные материалы для работы, либо задача станет не такой срочной. Либо клиент согласится и заплатит больше.

Спрашивайте клиента — и не бойтесь выставлять допкосты. Спасибо, что дочитали статью до конца.

Сохрани себе или поделись с другим
Вадик Ильин — про дизайн и фриланс
Вадик Ильин — про дизайн и фриланс

Привет! Меня зовут Вад, я UX-дизайнер, фрилансер. Здесь: - обзоры онлайн курсов - мой опыт работы на фрилансе в качестве ИП - как стать веб-дизайнером и фрилансером - жизнь фрилансера в путешествии

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ

Greatech
Logo