Финансы для фрилансеров: заработок для дизайнеров

Приблизительное время чтения: 9 минут

Чем фрилансер отличается от работника по найму? Правильно — у него нет денег. И сегодня мы постараемся это исправить. Я расскажу, почему выгодно платить налоги, как рассчитывать цену на свою работу и немного про то, на что действительно обращают внимание заказчики, когда смотрят ваше портфолио.

Много ли нужно уметь дизайнеру

Эта статья больше для дизайнеров, потому что я сам дизайнер и уже несколько лет успешно работаю на фрилансе. Но всё, о чём я буду сегодня говорить, подходит для любого направления фриланса. Это финансовые основы, о которых многие просто не задумываются. Итак, многие дизайнеры почему-то идут по ложному пути.

Есть несколько телеграмм чатиков, где я отвечаю на вопросы, и там — каждый день одни и те же вопросы: как в Фигме анимировать прототипы, как сделать горизонтальный скролл, или, например — как правильно именовать слои и папки по методологии БЭМ.

Открою секрет — все эти умения вообще не влияют на ваш доход и карьеру, ну, по крайне мере, пока вы не утраиваетесь топовым специалистом в Яндекс. Однако, множество начинающих дизайнеров тратит на изучение всего этого кучу времени. И одна из целей этой статьи — предостеречь и направить вас по правильному пути.

Конкуренты фотошопа

Основные функции Фигмы очень простые. Вообще, что Фигма, что Скетч — это приложения нового типа в противовес громоздкому фотошопу. Они настолько простые, что первое время, профессионалы не воспринимали их всерьёз и продолжали корячиться в фотошопе.

И после того, как вы изучите эти основы — хотя бы просто научитесь аккуратно работать в фигме — я предлагаю вам сразу подумать об официальном оформлении своей работы.

Есть мнение, что если ваш доход менее пятиста тысяч рублей в год, то оформлять ничего не надо. Что раз сумма такая маленькая, то надо на всём экономить, а самая явная статья экономии — это, конечно, налоги. Так вот ребята… Послушайте меня внимательно.

Почему ИП получают больше

Индивидуальный предприниматель зарабатывает в несколько раз больше за выполнение той же самой работы, чем физическое лицо. Почему же так получаеться?… Что вообще такое бизнес? В сухом определении википедии — «это — деятельность, направленная на получение прибыли.» 

Бизнесмен создаёт себе актив, вкладывая в него свои силы, время и деньги. Деньги обычно заёмные. Но это не простые потребительские кредиты, которые можно потратить на что угодно, а специальные — для развития бизнеса. Этот кредит нельзя потратить на еду, путешествия или новую машину. Зато из него можно заплатить подрядчикам.

Получается, что есть множество людей, чьи заказы вы могли бы выполнять, но у них нет наличных  и они готовы платить только безналом, на ИП. Кто-то из вас улыбнется, что же это за бизнесмен  без наличных?

Но даже если заказ дешевый, заказчику проще платить безналом. У него этот процесс уже налажен — есть бухгалтер, есть юрист, ну и к конце-концов — он просто не захочет внезапно оказаться с заблокированной личной картой. Так вот, оформляя свою работу официально, вы получаете доступ к более широкому кругу клиентов с деньгами.

И за своё удобство они готовы платить больше. А свои налоги вы просто можете добавить к оговорённой сумме. Всегда можно договориться о цене, а потом попросить добавить туда проценты на налог. О ценообразовании мы поговорим чуть позже, сначала я вам честно расскажу и о минусах безнала.

Условия оплаты

Крупные компании обычно платят после выполнения работ — это называется постоплата. Условия прописываются в договоре и обычно это от 10 до 30 дней. Но даже эти сроки могут быть сорваны.

Ситуация, когда по документам деньги вам начислены, но не выплачены, — называется дебиторская задолженность.

Сейчас у меня, по некоторым проектам — уже несколько месяцев просрочки. Иногда я даже  сомневаюсь, а стоить ли так работать? Но, к сожалению, это обычная ситуации в бизнесе. И к ней  надо подходить серьёзно. Поэтому я бы рекомендовал дизайнерам, которые уже в целом освоили Фигму —  потратить больше времени на изучение финансов и управления.

Именно это и принесет вам больше денег, а не какая-то там анимация прототипов. Вы должны научиться всё записывать — дату начала проекта, дату окончания (то есть подписание акта), и реальную дату оплаты. На первых порах, когда у вас всего пара проектов — кажется, что это всё можно удержать в голове.

Сбор статистики

Но, записывая, вы собираете статистику. Часто в ней можно проследить сезонность — то есть в какие месяцы у вас больше заказов, а в какие меньше. Ну и через сколько дней после окончания работы вам обычно платят деньги. Из этой же таблицы вы поймете, когда уже пора требовать пени по просроченным платежам.

Поначалу я как-то очень затягивал эти требования и терпел сжав зубы. Я думал, что претензия по просрочке может испортить мои отношения с постоянными клиентами. Ну представляете, я сделал для клиента несколько сайтов и вдруг выкатываю им претензию на стоимость одного сайта. Но тут надо понимать, что это всё-такие рабочие отношения, а не личные.

Я не вправе требовать от клиента, чтобы он взял кредит и выплатил мне всё немедленно. Это его бизнес. Но я вправе… самостоятельно взять кредит, а процент по нему покрыть штрафом с клиента. Это совершенно нормальная практика.

Сколько денег брать

Самый важный вопрос для начинающего дизайнера — это сколько денег брать за свою работу. Как её оценить? Опять же, часто спрашивают — а сколько взять за сайт, за баннер, за логотип… Вопрос некорректный — всё зависит от вашего умения продавать и от возможностей клиента.

Для начала разберёмся в основах — всего есть два подхода к расчёту стоимости. Первый, обычно используют в агентствах — это почасовая оплата услуг. Цена за час работы дизайнера, которая называется «рейт», умножается количество часов, которое предполагается потратить на задачу. 

В Москве рейт дизайнера 2000 тысячи рублей, три четверти получает агентство, и четверть сам дизайнер. В регионах агентство берет с клиента 1600 рублей за дизайнера, а он получает меньше, чем в Москве, где-то одну пятую от этой суммы.

То есть меньший процент от меньшей суммы. Жестко… При этом агентства смело добавляют в общий счёт работу арт-директора, которая естественно стоит дороже, а также работу менеджера. И получаеться вполне внушительная сумма.

И вам надо подстраховать себя на случай отсутствия задач. То есть брать побольше. Обычно за рабочие часы платят по факту, то есть вначале вы примерно прикинули, озвучили клиенту, какой у вас рейт и сколько часов вы планируете потратить, и дальше записываете куда-то фактически потраченное время. 

Мне такой подход не очень нравится, и я его советую использовать только в крайнем случае, когда совершенно не понятно, что хочет клиент и каков реальный объём работ. При такой оплате вам не страшны никакие правки и переделки, ведь каждый ваш час будет оплачен. Но некоторых клиентов такая финансовая неизвестность, естественно, пугает.

Персональный бюджет

Надо составить свой персональный бюджет и учесть в нём все свои расходы — на еду, квартиру, развлечения, а так же оплату подписок, если они вам нужны. И далее отталкиваться от этой суммы. Например, вам заказывают сайт, вначале надо посчитать количество страниц. 

Ещё до подписания договора, это, скажем так, моя ставка, на успешный заказ. Да и клиентам нравится, когда дизайнер активно вовлекается в задачу. Далее есть всякие хитрости. Допустим, вы называете цену сайта — если клиент легко соглашается — можно добавить к этому цену адаптивов.

А если клиент сомневается — можно сказать, что вы, в этой цене уже учли большое количество разных адаптивов, но делать их все не обязательно, а соответственно, вы можете сделать дешевле. Для разных клиентов подходящая цена на одну и туже работу может отличаться в разы. 

То есть, допустим, для одного клиента — простой одностраничный, шаблонный сайт, точнее даже  страничка, за 20 тысяч — это будет дорого, а для другого — 35-40 тысяч — комфортная цена. Многие клиенты ничего не понимают в дизайне. А любому дизайнеру очевидно, что самое сложное — это придумать дизайн главной страницы, а все внутренние уже сильно дешевле, их дизайн основан на главной.

За что готов платить клиент

Но клиент может быть не готов много платить за главную, зато готов платить больше за адаптивы. В идеале у дизайнера должен быть свой менеджер, потому что дизайнер думает о том, как сделать задачу наилучшим способом, а менеджер думает, как это сделать максимально рентабельно. 

Понятно, что, условно, на дешевые сайты заказов больше, чем на дорогие. Тут-то вам и пригодится ваш минимальный бюджет на месяц. Вы пробуете называть такие цены, что бы вам хватило денег, но с каждым разом обязательно немножечко повышаете.

Да, кстати, если в процессе работы задача поменялась или к ней что-то добавилось, не стесняйтесь просить «допкост», то есть больше денег. Но тут стоит учесть, что клиент никогда не говорит, что задача полностью изменилась или увеличилась в два раза.

Клиенты всегда дают правочки по чуть-чуть — немножечко доделать, немножечко переделать. То есть варят вас, как лягушку. Очень важно замечать эти моменты и после очередных комментов вкатывать допкост. Ну и в конце я хочу сказать пару слов о портфолио. 

Как я уже говорил, очень многие пытаются сделать какую-то анимацию в своём кейсе или даже вставить кликабельную Фигму и тратят на это кучу времени. Но делать всё это не нужно. Это не рентабельно. То есть ваши усилия не окупятся. А нужно вот что. Вставьте в свою работу, хотя бы на первый экран, человека.

Лицо человека с эмоцией

Не важно, какая у вас задача — магазин одежды или сантехники, банковский сайт или какой-то сервис. Найдите подходящего персонажа. Это может показаться читерством — вы так долго продумывали дизайн и все детали в нём и тут вдруг какая-то картинка, которая будет отвлекать на себя внимание.

Но так делают абсолютно все, даже если вы посмотрите кейсы крутых студий на Бихансе, там обязательно будут эмоции. Большая команда продумывает UX, составляет карты пользовательского пути, а потом добавляют рыжую девушку с шаттерстока, и котика — по которой их и запомнят. Второй момент — это аккуратность.

Всё должно быть идеально выверено. А контуры в иконках — должны быть одной толщины. Лучше потратить время на это, чем на анимацию. Клиент прежде всего смотрит на эту аккуратность, а не на оригинальность, как думают многие.

Ориентируйтесь на клиента

Оригинальный дизайн никому не нужен, ну например — сейчас пошла мода на круглые кнопки, но то мода только на Бихансе, на реальных сайтах никто их не использует, они просто снижают конверсию. Пользователи, быстро прокручивая сайт, просто не понимают, что эти круги можно кликать. 

Поэтому, мой вам совет — действуйте рентабельно, делайте только то, на что клиент обращает внимание. И сделав несколько кейсов для портфолио, вы уже сможете рассылать свои коммерческие предложения.

Главное, зацепиться за первого клиента, можно даже брать ниже рынка, но это должен быть какой-то нормальный клиент, а не аноним из телеграмма. А дальше, вас потихоньку, начнут рекомендовать, и процесс пойдёт.

Помните, что на первых порах, когда вы не знаете свою реальную цену, и вам попадаются какие-то стремные клиенты — это самый сложный этап. Дальше и работать будет проще, и оплата будет выше, поэтому — не сдавайтесь! Сегодня на этом всё.

Сохрани себе или поделись с другим
Вадик Ильин — про дизайн и фриланс
Вадик Ильин — про дизайн и фриланс

Привет! Меня зовут Вад, я UX-дизайнер, фрилансер. Здесь: - обзоры онлайн курсов - мой опыт работы на фрилансе в качестве ИП - как стать веб-дизайнером и фрилансером - жизнь фрилансера в путешествии

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ

Greatech
Logo