Приблизительное время чтения: 8 минут
Меня часто спрашивают, что должен уметь начинающий дизайнер для успешного старта в профессии?
Под стартом я подразумеваю работу в студии или агентстве, где начинающий дизайнер может прокачать свои скилы и завести знакомства. Идти без этого сразу на фриланс — это работать на бирже, где клиенты без бюджетов заказывают у специалистов без опыта. Такой себе старт, честно говоря.
Почему я выбрал фриланс
В дизайне я уже больше 10 лет, и за это время сменил несколько агентств и в итоге вышел на фриланс. Ведь лучше работать на нескольких клиентов, чем на одного. Поэтому я знаю, о чём говорю.
В этой статье я рассказу, чем дизайнер отличается от художника, чем он занимается на рабочем месте, какими навыками должен обладать и какие опасные для своей карьеры ошибки может совершить. Поехали!
Отличие дизайнера от художника
Итак, чем обычно занимается дизайнер? Многие думают, что дизайн — творческая профессия, поэтому сразу стоит обозначить чёткое отличие дизайнера от художника. Художник рисует, что захочет, изливает душу, пропускает через себя мир и потом пытается продать свои работы.
Их цена будет сильно зависеть от множества факторов — скандальности художника, наличия его картин в известных галлереях, ограниченности тиража и так далее. К тому же, дорогой художник — мёртвый художник.
Художники, которые что-то оформляют и работают на клиентов, называются иллюстраторы. Они рисуют портфолио в определенном стиле, по которому их выбирают. Нельзя нарисовать во всех возможных стилях и ждать клиентов, так это не работает.
Дизайнер же напротив — ремесленник, делает то, что нужно по задаче, — обслуживает клиентов.
И, в отличие от иллюстраторов, может легко работать в разных стилях и на разных клиентов. Дизайнер делает лендинги и сайты, а также интерфейсы для сервисов и приложений. И редко сам что-то рисует. Ведь есть огромное количество стоков, а на сложный проект дополнительно нанимают иллюстратора.
Ещё дизайнер может создавать шаблоны для почтовых рассылок, придумывать и рисовать баннеры и участвовать в тендерах. Правда — макеты для тендеров — это уже задача для опытных дизайнеров.
А сегодня мы говорим про начинающих. Джуниор-дизайнерам чаще всего доверяют создание внутренних страниц и адаптивов.
5 лет назад всё было попроще
Опытный дизайнер рисовал главную страницу на тендер, и если студия выигрывала — рисовал одну внутреннюю и так называемую стилевую, где были все варианты кнопок, полей, чекбоксов, заголовков и так далее. А верстальщики уже самостоятельно собирали все остальные страницы на основе этих элементов.
Теперь же, с появлением простых программ вроде Фигмы, где можно делать кликабельные прототипы, клиенты стали более требовательны и хотят видеть всё на этапе дизайна. И это правильно, особенно если речь идёт о сервисах и приложениях.
Ещё на этапе прототипа можно найти узкие места, которые могут вызывать проблемы у пользователей. Я уже не говорю об огромном количестве устройств, с которых смотрят сайты. Для дорогого сайта делается от 3 до 5 адаптивов на каждую страницу.
А раз макетов стало больше, то нужно больше дизайнеров, что и вызвало огромный спрос на начинающих специалистов, то есть джуниоров. Они нужны постоянно буквально всем, даже если нет опубликованных вакансий.
Кого ищут студии
Студии хватаются за любого адекватного специалиста. Начинающие дизайнеры проектирует внутренние страницы, основываясь на готовой главной, которую нарисовал артдиректор и выбрал клиент.
Работа эта не сложная и не требует каких-то невероятных знаний, а требует прежде всего внимательности и аккуратности. Первое, на чем сыпятся джуниоры, — это работа на глаз. Всё должно быть максимально точно. Неаккуратных дизайнеров быстро увольняют.
Пять лет назад, когда я работал в крупном международном агентстве, со мной трудился начинающий дизайнер. Он хорошо справлялся с задачами. И тут руководство узнало, что его девушка тоже занимается дизайном, и её тут же привлекли к работе. Причём платили сразу полторы тысячи долларов.
Конечно, курс рубля тогда был другой, и сейчас вряд ли можно ожидать такую зарплату на старте. Правда, закончилась эта история печально. Товарищ мой ушел на удалёнку, переехал в Таиланд, на остров, где простому парню из Сибири работать было сложно. Множество отвлекающих факторов.
И в итоге он потерял внимательность и аккуратность, поток задач для него уменьшился, и как-то плавно и незаметно его уволили.
Что должен уметь джуниор дизайнер
Прежде всего быстро учиться. Пару слов про курсы. Не верьте тем, кто обещает трудоустройство всем ученикам, такого не бывает.
Предложение одной из честных школ выглядит так — На потоке чуть больше 30 человек, из них до диплома допустят только 11. Из них 10 точно трудоустроят в компании вроде Тинькова и Сбера. Для лучших учеников есть бесплатные места. Конкурс по трудоустройству — три к одному, вот так выглядят честные обещания.
Курсы могут ускорить ваше обучение, но можно попробовать и самому. Всю жизнь я учился так — брал задачу, начинал её делать, и как только подходил к чему-то непонятному, откладывал задачу и Гуглил. Естественно, первое желание, когда всё горит — сделать задачу хоть как-нибудь, а поучиться потом, когда будет время.
У меня это так не работает. Когда нет задач, а это бывает достаточно редко, я предпочитаю немного отдохнуть. Об этом кстати, часто говорят руководители студий, хитро улыбаясь — типо клиенты оплатили наше обучение.
Так вот, лучше в какой-то день поменьше поспать, но изучить новые инструменты, сделать себе шаблоны на будущее и так далее, чем откладывать обучения. Лучшего времени не будет.
Чем вы будетет реально заниматься в студии
Итак, вы освоили азы дизайна, и вас взяли на работу, что дальше? Процесс создания макетов, не важно, что это — сайт или сервис — начинается с исследований и анализа конкурентов, обычно этим занимается UX дизайнер или даже копирайтер.
В удивительное время мы живем. На курсе редакторов Ильяхова он учит будущих мастеров слова создавать лендинги. Ведь на большинстве современных сайтов важен текст, формулировки, порядок блоков, а не иллюстрации.
Так вот, дальше задача должна переходить UI-дизайнеру, но в большинстве компаний нет такого строгого деления. Самый опытный дизайнер или артдиректор рисует главную, и если загруженность не позволяем ему продолжить задачу, передает джуниорам.
А если страниц реально много, часть могут аутсорсить в региональные студии, а джуниор уже будет собирать всё вместе и следить за качеством. Уже на этом хорошо бы подружиться с верстальщиками и обсуждать с ними дизайн, что можно сделать, а что нельзя, чтобы примерно понимать процесс вёрстки макетов.
Ошибки джуниоров
Теперь немного про ошибки, ведь устроиться мало, надо ещё удержаться. Первая, и самая неприятная ошибка — это излишнее рвение. У меня как было — свою первую работу в студии я искал пару месяцев, был очередной экономический кризис и людей скорее увольняли, чем нанимали.
И попав в компанию, я стал максимально «стараться», не ходил на обед, задерживался на работе, и даже брал работу на выходные. Это оказалось ошибкой. Первая моя задача была — анимированный баннер. Я его начал делать в пятницу, и очень обрадовался, ведь на выходных можно было поработать и показать себя!
Я взял задачу на дом и предвкушал, как в понедельник все оценят мою работу. Но в итоге, я даже не успел её показать, в понедельник задача изменилась, и то, что я делал, никому не понадобилось.Такие ситуации накапливаются, и это ведёт к снижению мотивации, апатии и выгоранию.
С самого начала надо учиться работать размеренно, без фанатизма. В хороших компаниях рабочий день устроен следующим образом — 3 часа на текущие проекты, 3 на на срочные, минимум час на обучение и час на свои собственные проекты.
Но таких компаний единицы, большинство хотят выжать из работника максимум, в том числе и за пределами рабочего времени, то есть вечером. Поэтому вам придётся научится планировать своё рабочее время самим.
Вторая ошибка — невнимательность. Как бы не горела задача — надо уметь успокоиться, а все задачи обычно горят. В дизайне, если только речь не о креативных иллюстрациях — очень важно пользоваться сетками, выравнивать объекты, высчитывать отступы и так далее.
Зачастую начинающие дизайнеры пытаются сделать всё на глаз, но глаз у них не тренирован и получается плохо. Так делать не надо. Работодатель ждёт от вам множество однотипных страниц и адаптивов, всё должно быть ровно и в одном стиле. Тех, у кого не получается делать всё аккуратно, — быстро увольняют.
Навык командной работы
Ну и последнее на сегодня — джуниор дизайнеру надо учиться работать в команде. За этой абстрактной фразой скрывается целый пул умений. Надо уметь спокойно принимать критику. Помните, что критикуют не вас как личность, а вашу работу — это надо разделять.
Никто не стремится задеть вас лично, просто более опытные ребята знают наперёд и типичные комментарии клиентов, и какие-то технические особенности проектов. Второе, надо уметь находить подход к собеседнику, добиваться его расположения, налаживать доброжелательные отношения. Это даже важнее, чем быть крутым специалистом в своём направлении.
Дизайнера, который умеет позитивно мыслить, и принимать критику, коллеги быстро обучат и подтянут на свой уровень.
Третье. Это чисто из моего личного опыта — надо быть поаккуратнее со своими амбициями.
Когда только появилась Фигма и Скетч, я работал в студии на очень крупного клиента. И для меня было очевидно, что надо все элементы собирать в библиотеки, разрабатывать типовые блоки, которые можно переиспользовать на всех страницах и так далее. Но других дизайнеров полностью устраивала ситуация, когда они медленно, с нуля, рисуют каждую страницу в фотошопе.
Все выступили за фотошоп, и отношения с этим агентством у меня не сложились. На этом все —изучайте другие полезные статьи на этом сайте.